МКДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»

конспект занятия

06 октября [вс]

Конспект занятия в средней группе

составила: С.А. Литвинова.

Тема: «Викторина по русским народным сказкам»
Цель
. Вспомнить с детьми русские народные сказки, их название и содержание. Развивать умение обыгрывать спектакль, пользуясь верховыми куклами на гапите, сосредоточивать внимание на происходящем на ширме. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, «волшебная лампа», сказочный «теремок», куклы на гапите к сказке «Теремок», музыкальное сопровождение.

Ход занятия
- Дети, сегодня мы поговорим о русских народных сказках. А вы, дети, любите сказки? - Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свечи, дети слушали бабушкины сказки. Они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе, осуждают жадность, зависть, трусость. – В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например: лисичка –сестричка, хитрая лиса, лиса плутовка. –Давайте поиграем. Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:
Петушок…..(золотой гребешок), Зайчишка… (трусишка), Мишка…(косолапый), Зайка…(побегай-ка), Волчок…(серый бочок) Мышка….(норушка), Лягушка….( квакушка).
- Молодцы дети. Сказки учат отличать добро от зла, хорошее от плохого. А знаете ли вы дети, чем все сказки, похоже? - В каждой сказке обязательно побеждает добро. – Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Вспомните сказки, какие вы знаете? А чтобы вам было легче их вспомнить, я вам загадаю загадки подсказки.
Стоит домик расписной 
Он красивый такой
По полю зверюшки шли
Оставались в доме жить они.
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили…
Мишка домик раздавил
Чуть друзей не раздавил.
(«Теремок»)
- Кто первый пришел к теремку? (мышка) -Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький). -Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку. 
Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисицы на зубок, Все ж попался…? («Колобок»)
- Кого встретил колобок в лесу? (зайца, медведя, волка, лису) - Кто помнит, какую песенку пел колобок лисице?
Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной Он сам того не ведая, несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь названье этой сказки… («Маша и медведь»)
- Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу…) - Кто прогнал медведя из деревни? (собаки)

Помогла нам яблонька, Помогла нам печка, Помогла хорошая Голубая речка. Все нам помогали, Все нас укрывали, К матушке и батюшке Мы домой попали. Кто унес братишку? Назовите книжку. («Гуси- лебеди») 
-Кто унес братишку? - У кого просила девочка помощи? ( у яблоньки, у печки, у речки) - А вот еще загадка.
Зайку выгнала лиса… 
Плачет зайка «Вот беда!» Волк, медведь и петушок Помогали зайке. Вот! Догадались вы друзья Что это за сказка?! Да! («Лиса и заяц») 
- Какую избушку построила лиса? (ледяную) -Что случилось с избушкой весной? (растаяла) -Кто выгнал лису из избушки зайца?(петух) -А сейчас мы поиграем в игру «Сказочное лото». Я начну говорить название сказки, а вы закончите 
-«Сестрица Аленушка и…..( братец Иванушка).
-В кого превратился Иванушка?
-«Петушок и бобо…(вое зернышко)». 
- Кто просил у всех помощи?
-«Лисичка со…(скалочкой)». - Кого посадил мужик лисе в мешок вместо девочки?
-«Лисичка – сестричка и …(волк)"
- Кто попросил лису поделиться рыбой? (волк)
-Как лиса посоветовала волку ловить рыбу в прорубе? (опустить хвост в прорубь) -Какие слова приговаривать посоветовала лиса волку? (ловись рыбка и мала и велика)
-Дети встаньте, сейчас мы с вами отдохнем.
Тень, тень, птетень, Выше города плетень -руки вверх Сели звери под плетень -присели Похвалялися весь день -встали Похвалялася лиса: -руки под подбородком «Всему свету я краса». -наклон головы с поворотом в 
право, влево. Похвалялся зайка: -руки перед грудью (лапки) «Пойди, догоняй-ка!» -прыжки Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» -поглаживание плеч и рук Похвалялись блохи: «И у нас неплохи.» - поглаживание по бокам Похвалялся медведь: «Могу песни я петь» - руки вперед и в стороны.
– Дети подойдите к лампе. Это лампа не простая, она волшебная. Закройте глаза и протяните к ней руки. Глубоко вдохните и выдохните. – Волшебная лампа дарит волшебную силу. С ее помощью мы превратимся в сказочных существ. Еще раз глубоко вдохните и выдохните
(детям одеваются шапки)
- Кто уже превратился, может открывать глаза и вести себя так, как должен вести себя герой, которым он стал. – Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.
Все мы знаем, Все мы верим: Есть на свете Чудо терем. Терем, терем, покажись, Покружись, остановись! К лесу задом к нам лицом, И окошком, и крыльцом.
-А вот и теремок. Давайте сядем на травушку и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит по дорожке к теремку!
Мышка (поет):
Я маленькая мышка, Я по лесу брожу, Ищу себе домишко, Ищу - не нахожу. Тук-тук! Пустите меня! 
-Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок (заходит и берет куклу на гапите).
Мышка:- А теперь надо в тереме убрать.
-Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.
Лягушка (поет): 
Речка, мошки и трава! Теплый дождик. Ква-ква-ква! Я лягушка, я квакушка- Поглядите какова! (Г.Демыкина).
-Увидала лягушка теремок и давай стучать в дверь.
Лягушка: -Тук-тук-тук! Открывайте дверь!
Мышка :-Кто там?
Лягушка: -Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок1
Мышка: -А что ты умеешь? 
Лягушка: -Я умею стихи читать. Слушай!
Для внучонка-лягушонка Сшила бабушка пеленку. Стала мама пеленать, А малыш давай скакать, Из пеленки прыг да скок- И от мамы наутек. (В.Шумилин)
Мышка:- Заходи.
-Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит.
-Дети, кто-то еще к теремочку скачет. Это зайка. Подскакал он к теремочку и стучит.
Зайка:- Тук-тук!
Мышка:- Кто там?
Заяц:Я - заяц Чуткое Ушко. Имя мое прыг-скок! Пустите меня в теремок!(Г.Демыкина) 
Лягушка: -А что ты умеешь?
Заяц: Вот что(поет):
По лесной дорожке Разбежались зайки, Вот такие зайки, Зайки - побегайки Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот такие зайки, Зайки побегайки. (В. Антонова)
Лягушка:- Заходи!
-Вот их в тереме стало трое. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат: кто-то бежит к теремку. (Звучит вальс)

Лиса: (поет)
Я лисичка, я сестричка,
Я хожу не слышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла. (Т.Волгина)
(Подходит к теремку и стучит) –Тук-тук! Пустите меня в теремок!
- Выглянула мышка в окошко и спрашивает… Мышка:- А что ты умеешь делать?
Лиса: -Загадки загадывать! Вот слушайте.
Он хоть мал, да удал, Только дождичка ждал. Он сквозь землю прошел Красну шапочку нашел.
Звери: Гриб!
Лягушка: -Заходи!
- Стали они жить вчетвером. Вдруг слышан: сучья трещат, медведь идет.
Медведь:- Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Мышка: - Кто там?
Медведь: -Мишка – медведь!
Лягушка: - А что ты умеешь?
Медведь: -Могу песни петь! (поет фальшиво)
Я медведь, я медведь, Я умею песни петь!
Звери:
Миша- Мишенька- медведь Не умеет песни петь!
Медведь :( поет и танцует)
Я, медведь, с давних пор Замечательный танцор! Топ-топ-топ-топ!
Звери:
Перепутал он опять- Не умеет танцевать! (Г. Демыкина) 

-Давайте, дети, поможем медведю, сыграем ему плясовую на ложках. Да так весело, чтобы лапы у мишки сами в пляс пустились (дети берут ложки, колокольчики и играют, мишка пляшет).
Лягушка:-Заходи.
- Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок.
Педагог и дети (подходят к теремку). -Тук-тук!
Мышка: -Кто там?
Педагог и дети: -Это мы, ребята дошколята! Пустите нас в теремок.
Лягушка: -А что вы умеете?
Педагог и дети: -Петь и плясать.
Дети (поют):
Уж мы будем, мы будем дружить, Будем в тереме весело жить, И работать, и петь, и плясать, И друг другу во всем помогать. Уж ты мишенька, топни ногой! Уж ты зайка, сыграй, дорогой!( Г. Демыкина)
- Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами плясать? 
Звери :-Да!
-Выходите и попляшите с нами ( все танцуют).
- Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».
-А теперь подойдите к лампе. Глубоко вдохните и выдохнете, что бы превратиться в детей. Сказка закончилась, но благодаря волшебной лампе у нас останутся сила и мудрость, которые мы приобрели во время путешествия. 
-О чем мы говорили на занятии? –Кто сочинил сказки?
В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло Пусть Добро на веки Побеждает зло. 
В. Шаинский

Литература:
Под редакцией М.И.Маханева, М. Давыдова «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва 2001год.
О.М. Дьяченко и Е.А Агаевой «Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет «Чего на свете не бывает».
Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников».


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.